Плод делится стволовыми клетками для восстановления поврежденного сердца матери

Замечательное открытие сделала группа американских исследователей под руководством Hina Chaudhry из нью-йоркского госпиталя Mount Sinai. В экспериментах на трансгенных лабораторных мышах впервые удалось показать, что плод «предоставляет» свои клетки для восстановления функций поврежденного миокарда матери.

Немного фактов

В нашем организме содержатся клетки, несущие чужеродную ДНК, то есть все мы являемся химерами. Согласно греческой мифологии химера — существо, считавшееся непобедимым, тело которого состояло из частей многих животных.В медицине термин «химеризм» стали употреблять в тех случаях, когда животные или человек приобретают чужую генетическую составляющую, например в результате трансплантации органов. В этом случае количество донорских клеток велико. В период беременности, при трансфузии крови, количество чужеродного клеточного материала очень незначительно, и это явление называется «микрохимеризмом». Ученые выяснили, что клетки матери могут попадать в организм ребенка через плаценту, плод же, в свою очередь, через ту же плаценту в состоянии "поделиться" своими клетками с матерью. Разнояйцевые близнецы, находясь в утробе матери, тоже обмениваются клетками. Видимо, через материнский организм мы можем получить клетки старших братьев и сестер, которые в нем находились до нас, или чуть ли не клетки бабушек... Удалось найти сохранившиеся клетки ХХ (женские) у здоровых взрослых мужчин, причем одному из них к тому времени исполнилось 46 лет. Клетки ребенка в теле матери, как выяснилось, тоже могли демонстрировать удивительную живучесть. Например, у женщины, никогда не получавшую трансфузию донорской крови, Y-хромосому (мужскую) обнаружили в крови спустя несколько десятков лет после того, как она родила сыновей.

Qui prodest – ищи, кому выгодно

Зачем нужен этот постоянный траффик и что делают «чужие» в нашем организме? Какова плата за материнство? На этот счет существует много теорий. Их суть заключается в двояком влиянии «маленьких кусочков чужой жизни» на организм хозяина, начиная от репарации поврежденных органов и тканей и заканчивая аутоиммунными болезнями (иммунная система атакует чужие клетки?) и онкологией.

Элегантный экперимент Hina Chaudhry