28 лет спустя: 6 октября 1988 года проведена первая трансплантация пуповинной крови

В далеком 1988 г. в Париже, в клинике Св. Луи, профессор Элиан Глюкман впервые в мире пересадила 5-летнему американскому мальчику с диагнозом «анемия Фанкони» стволовые клетки пуповинной крови новорожденной сестры.

Этой чрезвычайно смелой операцией было доказано, что пуповинная кровь — сопоставимый с костным мозгом источник стволовых клеток.

По состоянию на 2016 год число трансплантаций пуповинной крови в мире превысило 35 000, а количество показаний к ее применению приближается к 80.

… А Мэтью Фэрроу (Matthew Farrow), тому самому 5-летнему пациенту, исполнилось 33 года. Он женат, у него подрастает сын.

Как это было

Первая трансплантация клеток пуповинной крови стала возможной благодаря титанической работе трех групп исследователей. Хол Броксмейер скрупулезно проанализировал количество и потенциал кроветворных клеток-предшественников пуповинной крови. Элиан Глюкман была и остается ведущим специалистом по терапии анемии Фанкони. Доктор Ауэрбах провела огромную подготовительную работу. Среди матерей, чьи дети были больны анемией Фанкони, она отобрала беременных; среди них, в свою очередь, с помощью специальных тестов она выявила тех, чьи будущие дети не несли признаков болезни и полностью совпадали по тканесовместимости с больными братьями или сестрами. Таких женщин оказалось пятеро. Когда одна из них родила дочку, пуповинную кровь собрали, выделили из нее стволовые клетки и ввели больному брату после химиотерапии, уничтожившей «больной» костный мозг.
Мэтью Ферроу посвятил свою жизнь работе в банке пуповинной крови CORD: USE, где занимается вопросами материально-технического снабжения и проводит огромную работу по информированию будущих родителей и врачей о ценности пуповинной крови, доказывая это примером собственной жизни.

Из интервью Мэтта сайту parentsguidecordblood.org:

Мэтт, почему Вы занимаетесь общественной деятельностью?

Моя цель – поделиться своей историей, чтобы повысить осведомленность и понимание ценности пуповинной крови. Ведь очень многие не знают, насколько это важно.

Из собственного опыта общения с пациентами и их семьями, какие, на Ваш взгляд, ключевые факты они должны знать о трансплантации пуповинной крови?

В основном я разговариваю с семьями, где есть больной с анемией Фанкони, потому что это мой диагноз. Пуповинная кровь моей сестренки вылечила меня от недостаточности костного мозга, вызванного анемией Фанкони. Я поддерживаю семьи с маленькими детьми, которые прошли через трансплантацию, и показываю им, что такие пациенты могут вырасти, иметь семью и жить нормальной жизнью.

В качестве спикера Вы ездили на медицинские конференции, служили доказательством для политиков, и появлялись на публичных мероприятиях, таких как гонки NASCAR. Что стало для Вас самым ценным опытом?

Мои самые волнующие переживания — это встречи с детьми, которым сделали пересадку пуповинной крови….Такие дети трогают мое сердце и вдохновляют работать дальше.

Есть ли у Вас какие-либо советы для людей, которые живут после трансплантации, и пытаются наладить новую нормальную жизнь?

Мне очень повезло, что у меня не было хронических побочных эффектов после трансплантации. Мне было всего 5 лет и все, что я знал – это то, что «живу с трансплантатом»… Я был ребенком, который хотел  играть, пачкаться в грязи и «булькаться» в лужах, как другие дети. После пересадки мне понадобилось некоторое время, чтобы понять, что испачкаться – это нормально. Так что мой совет –  не опускать руки из-за неприятных сторон этого процесса, нужно время, чтобы все пришло в порядок. Лично мне понадобилось очень много времени, чтобы понять, что нужно сосредоточиться на будущем и начинать жить по- настоящему.  Бог оставил меня здесь по какой-то  причине.

Многие до сих пор не очень осведомлены о стволовых клетках пуповинной крови. На Ваш взгляд, что нужно делать?

Я думаю, что должна проводиться более интенсивная просветительская работа о медицинской ценности пуповинной крови. Часто люди считают стволовые клетки чем-то негативным. Однажды в ресторане быстрого питания я услышал, как один клиент рассказывал другому,  что сохранение пуповинной крови – это афера, тогда я подошел и представился…

По материалам: http://parentsguidecordblood.org/newsletters.php