Почему неэффективна внутриутробная клеточная терапия врожденных заболеваний плода? «Виновата» мать … Сенсационное открытие ученых

В течение последних 25 лет достигнуты большие успехи в пренатальной (до рождения) диагностике врожденных заболеваний. Сегодня большинство болезней крови (иммунодефициты, гемоглобинопатии, болезни обмена) может быть диагностировано в I триместре беременности. Попытки лечить такие заболевания путем внутриутробной трансплантации «генетически нормальных» клеток с целью их приживления и компенсации болезни оказывались неэффективными: чужеродные клетки отторгались, иммуносупрессорная терапия плода невозможна. В конце концов интерес ученых и врачей к этому потенциально спасительному методу лечения резко упал. В январском номере Journal of Clinical Investigation (www.jci.org) появилось сообщение команды исследователей из Университета Южной Калифорнии под руководством Типпи МакКензи о том, что же мешает внутриутробному приживлению трансплантированных клеток. «Виновниками» оказались… клетки иммунной системы матери. Эксперимент был проведен на мышах и состоял из нескольких этапов. В результате первого этапа выяснилось, что в крови плода содержание материнских клеток доходит до 10%! Учитывая незрелость иммунной системы плода, ученые предположили, что, видимо, клетки матери (Т-лимфоциты) и обусловливают отторжение внутриутробно трансплантированных клеток. Для проверки этой гипотезы на втором этапе эксперимента авторы пересадили в эмбрион мыши клетки, не совместимые ни с матерью, ни с детенышем. И немедленно отметили вхождение материнских лимфоцитов в кровоток плода. Материнские клетки-киллеры убили «чужаков», последовало отторжение трансплантата. И, наконец, на завершающем этапе в эмбрион трансплантировали чужеродные для него клетки, однако абсолютно совместимые с матерью. И чудо свершилось: приживление чужеродных клеток произошло в 100% случаев! Сенсационное открытие ученых открывает новые терапевтические горизонты для внутриутробной клеточной терапии смертельно опасных врожденных заболеваний у человека. Источник: www.stemcellresearchnews.com