По материалам публикации Екатерины Пичугиной «Запчасти для человека» (газета «Московский комсомолец», 12 июля 2013г.)
Стволовые клетки. Пожалуй, давно в человеческом социуме не было словосочетания, вызывавшего бы столько споров и надежд…
Даем определения.
Наше тело состоит из триллионов клеток. Клетки строят ткани, а ткани — органы. Особое место в этой иерархии занимают стволовые клетки. Их главная особенность состоит в том, что они практически все одинаковые, еще не определившиеся, в каком органе будут «работать». Ключевым хранилищем стволовых клеток взрослого человека является костный мозг. Собрать его можно в любом возрасте, но с годами количество стволовых клеток уменьшается, да и биологический потенциал их становится ниже. Поэтому сегодня наиболее популярен метод так называемого «биострахования», когда в момент родов собирают кровь, вытекающую после перерезания пуповины. Циркулируя во всех органах и тканях развивающегося плода, она содержит значительные количества разнообразных стволовых клеток, причем на порядок более мощных в смысле будущей терапии, чем клетки костного мозга.
Что касается онкологии, то сегодня говорить о борьбе с раком в отрыве от клеточных технологий уже бессмысленно. Это свершившийся факт. Еще 20 лет назад рак крови был смертельной болезнью. Сегодня его вылечивают в 80% случаев, главным образом, благодаря трансплантации костного мозга или пуповинной крови. Лейкоз сегодня становится не приговором, а диагнозом.
Лечение заболеваний нервной системы пуповинной кровью: первые шаги новой технологии.
С каждым годом растет число работ, выполненных в серьезных учреждениях на высоком научном уровне, которые свидетельствуют о возможности применения пуповинной крови в неврологии, кардиологии, офтальмологии и других областях практической медицины. По данным портала
www.clinicaltrials.gov в настоящее время ведется более 400 клинических исследований, в названии которых присутствует словосочетание «пуповинная кровь». Среди них — детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговой травмы, диабет I типа, аутизм.
… Ежегодно у тысяч детей возникают серьезные поражения головного мозга, приводящие к тяжелой инвалидизации, развитию ДЦП. И пока эффективных методов лечения не существует. Поскольку в патогенезе ДЦП присутствует воспаление, врачам пришла идея попробовать терапию клетками пуповинной крови с мощными, в том числе и противовоспалительными свойствами. Первая трансплантация собственных клеток пуповинной крови (которую родители благоразумно сохранили в банке) была проведена в 2005 году в медицинском центре университета Дьюка (США). За прошедшие 7,5 лет здесь выполнено самое большое число исследований по терапии неврологических расстройств клетками пуповинной крови.
России тоже есть, чем похвастаться. Научная и клиническая группы ООО «КриоЦентр» с 2007 года изучают возможности применения пуповинной крови при заболеваниях центральной нервной системы, в частности, ДЦП, последствиях тяжелой черепно-мозговой травмы и некоторых нейродегенеративных состояний (болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянный склероз, эпилепсия). Клетки используют донорские, вводят их внутривенно по принципу трансфузии (совпадение крови по группе и резус-фактору). Первое, что удалось показать: применение пуповинной крови является безопасной процедурой. Второе – в ответ на введение клеток существенно улучшается состояние с тенденцией к редукции симптомов основного заболевания. У одного пациента с ДЦП и врожденным полным двусторонним амаврозом произошло частичное восстановление зрения.
В 2009 году ООО «КриоЦентр» получил разрешение Росздравнадзора на применение новой медицинской технологии «Использование концентрата ядросодержащих клеток пуповинной/плацентарной крови в лечении и реабилитации пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, травматическими и перинатальными поражениями головного мозга». Сейчас ООО «КриоЦентр» проводит пострегистрационные исследования, в которых участвуют уже более 60 пациентов.
Подведем итоги.
Стволовые клетки пуповинной крови работают, это несомненно. Со времени первой трансплантации пуповинной крови минуло 25 лет. Тот малыш вырос, он жив и здоров. Почти 30000 трансплантаций детям и взрослым по всему миру, более 70 показаний к применению.
Конечно, мы понимаем, что находимся только в начале пути ПРИМЕНЕНИЯ КЛЕТОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в МЕДИЦИНЕ, мы только идем, как шли с антибиотиками, вакциной против полиомиелита, сердечными препаратами. Но то, что час клеточной медицины пробил — это признают все.
Дугина Тамара Николаевна,
начальник лаборатории ООО «КриоЦентр», кандидат биологических наук.