Сегодня в мире в банках- Регистрах хранятся более 600 тысяч «безымянных» единиц пуповинной крови, в частных — более 2 млн. Родители, несмотря на затраты, предпочитают именное хранение по нескольким причинам: образец не будет отбракован по объему и количеству клеток, «дождется» именно тебя (если случится беда), а не будет выдан на неродственную трансплантацию.
Вместе с тем, в медицинском сообществе ведется активная и весьма острая дискуссия о целесообразности сохранения пуповинной крови в частных банках в качестве семейной биологической страховки.
В 2011 году в журнале Haematologica (Bizetto R. et.al. Haematologica, 2011, 96, 134-141) были опубликованы результаты трансплантаций пуповинной крови 64 детям с синдромом врожденной недостаточности костного мозга, проведенных с 1994 по 2008 гг. Донорами служили родственники-сиблинги (дети одних родителей, 20 чел.) и найденный в международном Регистре неродственный биоматериал (44 чел.).
Сразу отметим, что степень гистосовместимости (совпадение донора и реципиента по локусам HLA) в обеих группах была близкой, но не абсолютной (более низкой в случае неродственных трансплантаций).
Были получены следующие результаты.
В группе родственных доноров доза пересаженных клеток в среднем составила 5х107 /кг. Восстановление числа нейтрофилов на 60-й день наблюдали в 95% случаев. Острая (100 дней после трансплантации) РТПХ (реакция трансплантат-против-хозяина — самое грозное осложнение трансплантации) развилась у 2 пациентов (9%), хроническая РТПХ (в течение 2 лет) имела место в 11% случаев. Уровень трехлетней выживаемости составил 95%.
В группе неродственных трансплантаций, когда донорский материал поставляли из банков-Регистров, доза пересаженных клеток была выше и составила в среднем 6,1 х107 /кг. Имели место даже пересадки одновременно двух единиц пуповинной крови. Восстановление числа нейтрофилов на 60-й день наблюдали в 55% случаев. Острая РТПХ (реакция трансплантат-против-хозяина) развилась в 24% случаев, частота хронической РТПХ составила 53% . Уровень выживаемости в течение 3-х лет был 61%.
Вывод из работы только один: трансплантация пуповинной крови «внутри семьи» в случае синдрома врожденной недостаточности костного мозга продемонстрировала прекрасные результаты.
Если принять во внимание рекомендации медиков (Gluckman E. et.al. (haematologica, 2011, 96, 1700-1707) о применении аутологичной (собственной) пуповинной крови при лечении приобретенной тяжелой апластической анемии, резистентной к комбинированной иммуносупрессорной терапии, нейробластомы, ретинобластомы, рака мозга, а также одобренные FDA исследования по терапии аутологичной пуповинной кровью диабета, ДЦП, глухоты, аутизма и др., вопрос о целесообразности именного сохранения клеток пуповинной крови своих детей больше не возникает.
И именно поэтому сейчас активно обсуждается проблема создания гибридных банков пуповинной крови – приватных и государственных «под одной крышей».
Начальник лаборатории
ООО «КриоЦентр», к.б.н. Дугина Т.Н.