Клетки детей найдены в головном мозге матерей

Термин «химера» взят из греческой мифологии — это «составное» чудови­ще с телом козы, головой льва и  зме­иным хвостом. В биологии химера — животное или растение с разнородным генетическим материалом, сосущест­вующим в одном организме. Мы неоднократно писали о явлении микрохимеризма, суть которого заключается в следующем. В период беременности клет­ки плода могут проникать в кро­веносную систему матери и прижи­ваться в ее тканях (так называемый фетальный мик­рохимеризм). Иммунная система  матери благосклонно принимает «чужаков», детские клетки не только не отторгаются, а, напротив, сохраняются в ее организме на протяжении всей  жизни.

Группа исследователей из Сиэтла под руководством доктора Нельсона исследовала ткань головного мозга 59 женщин. Используемые методы – аутопсия и ПЦР в режиме реального времени (выявление специфичного для «мужской» хромосомы гена  DYS14). 33 женщины при жизни страдали болезнью Альцгеймера, 26 — не имели каких-либо неврологических заболеваний. Микрохимеризм был обнаружен у 67% обследованных, причем в самых различных участках мозга.

Вдумайтесь: уместно ли говорить о психологической индивидуальности человека, если его головной мозг —  «не совсем его»?

Но самое интересное заключение касается корреляции микрохимеризма и болезни Альцгеймера: обнаружено, что патология чаще выявляется у женщин с незначительным присутствием в головном мозге клеток, несущих Y-хромосому. Значит, клетки ребенка имеют защитное действие на здоровье матери?

Кроме того, если клетки плода способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и влиять на работу мозга матери,  то возникает вопрос: влияют ли материнские клетки на развитие головного мозга плода?

Male microchimerism in the human female brain. Chan WF, Gurnot C, Montine TJ, Sonnen JA, Guthrie KA, Nelson JL. PLoS One. 2012;7(9):e45592. doi: 10.1371/journal.pone.0045592. Epub 2012 Sep 26.