В 1988 году международная команда врачей выполнила первую пересадку пуповинной крови. К 30-летию клинического использования этого источника стволовых клеток ООО «КриоЦентр» рассказывает о прошлом, настоящем и будущем науки о стволовых клетках.
30 лет назад регенеративная медицина находилась в зачаточном состоянии. Возможность «ремонта» органов или лечения таких заболеваний, как инсульт и диабет, с помощью стволовых клеток была научной фантастикой.
Теперь, спустя три десятилетия, фантастика становится реальностью, потому что ученые добились невероятных успехов в технологиях с использованием стволовых клеток.
Сегодня эти мощные клетки, которые часто называют «строительными природными блоками», широко расцениваются как будущее медицины, а пуповина, которую раньше утилизировали, рассматривается как ключ к раскрытию этого потенциала.
Между 1988 и 2008 годами насчитывалось 233 исследования, посвященных пуповинной крови. За последнее десятилетие их стало почти в четыре раза больше, превысив 835.
Как начиналось банкирование пуповинной крови?
Эта идея возникла в 1982 году, когда Эдвард Бойс, Джуди Бард и Хэл Броксмайер создали Biocyte, компанию, которая начала изучать использование пуповинной крови для трансплантации и клеточной терапии.
Тогда большинство методов лечения стволовыми клетками включали костный мозг, но Biocyte стремился доказать, что пуповинная кровь — альтернатива и достойная замена костного мозга. Хэл Броксмайер получил двухлетний грант для изучения биологии и криоконсервации стволовых клеток пуповинной крови.
Почему анемия Фанкони — первая болезнь, которую стали лечить пуповинной кровью?
Ученые выбрали анемию Фанкони, потому что донорские стволовые клетки костного мозга уже использовались в терапии этой болезни. Более того, ее можно было диагностировать еще до рождения, то есть пренатально.
Кто был первым человеком, который получил трансплантацию пуповинной крови?
Врачи выбрали Мэтью Фэрроу, пятилетнего мальчика с диагнозом «анемия Фанкони». Его мать была беременна вторым ребенком, плод был здоров и это сделало семью идеальным вариантом для сбора и трансплантации пуповинной крови.
Когда родилась сестра Мэтью, ее пуповинную кровь собрали, и Броксмайер доставил ее в Нью-Йорк, где выделил и заморозил стволовые клетки в жидком азоте.
Шесть месяцев спустя пуповинную кровь трансплантировали в Париже. Это было первое убедительное доказательство того, что пуповинную кровь можно заморозить, хранить, разморозить и применить с положительным клиническим результатом.
Крайне важно подчеркнуть, что пересадка пуповинной крови полностью вылечила Мэтью Фэрроу. Считалось, что пациенты с анемией Фанкони смогут дожить только до подросткового возраста, но Мэтью сегодня уже 35 лет.
Пуповинная кровь сегодня и завтра…
Долгое время пуповинную кровь в основном использовали для лечения нарушений системы кроветворения, таких как лейкозы и анемии, так как она содержит гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки. Однако сегодня самым захватывающим новым применением стволовых клеток пуповинной крови является регенеративная медицина. Так, в 2015 году 47% всех изъятий биоматериала из частных банков были использованы для регенеративного лечения, и эта доля значительно возросла за последние 3 года.
Пуповинная кровь в настоящее время регулярно используется для лечения неврологических заболеваний, таких как детский церебральный паралич и аутизм. Стволовые клетки и другие клеточные популяции, обнаруженные в пуповинной крови, также активно исследуются для терапии огромного спектра заболеваний, которые могут приключиться с человеком в течение его жизни. К ним относятся артриты, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, диабет. Интересно, что по прогнозам ученых (2007 год!) каждый из трех человек, живущих сегодня, прибегнет к регенеративной клеточной терапии на протяжении своей жизни.