Итак, что же такое синдром Гурлера? Синдром Гурлера является одним из примерно 50 тяжелых заболеваний обмена веществ, известных как лизосомные болезни накопления (англ. Lysosomal Storage Diseases). При этих патологиях нарушается работа внутриклеточных органелл лизосом. Эти одномембранные органоиды являются частью внутримембранной системы клетки и специализируются на внутриклеточном расщеплении веществ: гликогена, гликозаминогликанов, гликопротеинов и других. Синдром Гурлера является наследственным, генетическим заболеванием. Он также известен как мукополисахаридоз. Синдром Гурлера вызван изменением в так называемом гене IDUA, ответственным за выработку фермента, известного как альфа-L-идуронидаза. Альфа-L-идуронидаза - это специализированный белок, который обычно содержится в лизосомах клеток, где он расщепляет сахар, называемый мукополисахаридом. Мутация в вышеупомянутом гене IDUA вызывает недостаток альфа-L-идуронидазы, что, в свою очередь, приводит к накоплению больших сложных молекул сахара в клетках организма. Люди во многих отношениях представляют собой довольно сложные машины; когда один маленький, но главный элемент выходит из строя, происходит сбой во всем организме. По сути, здесь мы имеем своего рода цепную реакцию: один сбой приводит к другому, и так далее. В этом случае организм не в состоянии расщепить сахар, он остается в клетках, вызывая повреждения.
Немного истории. В 1917 году Чарльз А. Хантер заметил ряд симптомов у маленьких детей, довольно прямо описав этих пациентов как страдающих “гаргоилизмом (грубые черты лица: широкая и приплюснутая переносица, широко расставленные глаза, широкий с большими ноздрями нос, толстые губы и язык, открытый рот с маленькими редкими зубами). Два года спустя, возможно, не зная о предыдущей работе Хантера из-за проблем со связью во время Первой мировой войны, немецкий педиатр Гертруда Гурлер дала дальнейшее определение синдрому, опубликовав исследование, в котором подробно описан набор различных симптомов, связанных с внешним видом и психическими функциями. В 1962 году Шейе выявил более легкую форму, которая стала известна как синдром Шейе.
Как правило, симптомы начинают проявляться в возрасте от 3 до 8 лет. Примерно в этом же возрасте прекращаются рост и развитие пациентов. К сожалению, ожидаемая продолжительность жизни чрезвычайно мала. Дети с синдромом Гурлера почти никогда не достигают совершеннолетия или даже половой зрелости. Без пересадки костного мозга или пуповинной крови большинство пациентов умирают от сердечной недостаточности в возрасте до 10 лет.
Есть ли Лекарство от синдрома Гурлера? Поскольку синдром вызван дефектным геном в кроветворных стволовых клетках, то поиск в семье подходящего донора для трансплантации особенно актуален. Таким семьям следует уделить особое внимание сохранению пуповинной крови всех своих детей как шансу найти подходящие здоровые стволовые клетки.
Как работает трансплантация пуповинной крови или костного мозга при синдроме Гурлера?
Трансплантация кроветворных стволовых клеток может остановить болезнь. Она заменит дефектные кроветворные предшественники на здоровые и организм начнет расщеплять накопившийся сахар. Это предохранит органы от дальнейшего повреждения, но, к сожалению, не исправит ущерб, который уже произошел.
При синдроме Гурлера применяют так называемую аллогенную (донорскую) трансплантацию. Стволовые клетки могут быть получены из пуповинной крови здоровых братьев или сестер или от неродственного донора. В исследовании 1998 года дети с идентичными родственными донорами имели 5-летнюю выживаемость 75%; дети с неродственными донорами — 53% (Blood (1998) 91 (7): 2601–2608).
У большинства детей больше шансов на излечение, если им проведут трансплантацию вскоре после постановки диагноза. И здесь мы снова видим преимущества пуповинной крови, которая сохранена в банке, что позволяет не тратить драгоценное время и деньги на поиск и активацию неродственного донора в международных регистрах.