Сегодня мы расскажем о новом использовании мезенхимальных стволовых клеток в борьбе с повреждениями головного мозга и обещаем, что у этой истории будет счастливый конец.
В свои 1,5 года Сенна Меннес (на фотографии) любит бегать и танцевать, как и любой ребенок. И все же для 37-летнего Себастьяна и 36-летней Сюзанны наблюдать, как дочка наслаждается жизнью, - ничто иное, как чудо. Ведь вскоре после рождения малышки родителей предупредили, что дочь никогда не сможет ходить без посторонней помощи, возможно, проведет всю жизнь в инвалидном кресле.
На 39 неделе беременности Сюзанна попала в больницу, заметив, что ее ребенок перестал двигаться. Пришлось проводить экстренное кесарево сечение. Ночью девочка трижды переставала дышать, у нее начались судороги, и ее перевели в отделение интенсивной терапии новорожденных в Роттердаме. «Это было ужасно, так как поначалу мы не понимали, что случилось», - говорит Себастьян.
4 ноября 2020 в возрасте всего одного дня у малышки Сенны случился перинатальный инсульт: одна из главных артерий, ведущих к мозгу, была ненадолго заблокирована, что привело к нехватке крови и кислорода и, как следствие, к повреждению левой стороны мозга. Как правило, в таких случаях лечение не проводится, и сотням детей, которые ежегодно переносят инсульт (1 из 2300 новорожденных), часто приходится жить со значительными физическими недостатками.
Сенна была одной из десяти младенцев, принявших участие в первом испытании новаторской терапии, основанной на использовании стволовых клеток в виде капель для носа.
Ученые из университетского медицинского центра в Утрехте (Голландия) потратили 12 лет на изучение мезенхимальных стволовых клеток (МСК), их биохимические особенности и физиологические функции. Было установлено, что МСК вырабатывают белки, которые стимулируют восстановление тканей в любой части тела. Теория утрехтской команды заключалась в том, что если бы они могли ввести стволовые клетки в поврежденную часть мозга ребенка, факторы роста МСК помогли бы подавить вызванное инсультом воспаление и стимулировали бы собственные стволовые клетки мозга начать восстановление. Проблема заключалась только в одном: как наиболее эффективно доставить стволовые клетки хрупкому новорожденному.
«Если бы мы сделали это с помощью внутривенной инъекции, клетки не достигли бы нашей цели — мозга, а оказались бы в других органах, поэтому мы решили вводить их в виде назальных капель. Носовая полость находится очень близко к мозгу, между ними всего одна кость, и в ней есть небольшие промежутки, чтобы клетки могли мигрировать через них», - объясняет нейробиолог Кора Ниджбоер, которая руководила исследованием.
Сенне и девяти другим детям была введено 50 миллионов донорских МСК (в обе ноздри). Затем пациенты в течение четырех дней находились под наблюдением в отделении интенсивной терапии. Только у одного ребенка была легкая лихорадка после введения клеток, у остальных побочных эффектов от лечения не было. В три месяца детям сделали повторную магнитно-резонансную томографию, которая показала, что область, поврежденная инсультом, уменьшилась. При сканировании мозга Сенны область поражения, которую врачи видели при рождении, вообще было трудно обнаружить.
В четыре месяца каждый ребенок двигался лучше, чем ожидалось, а через год, все десять детей самостоятельно ходят.
«Мы ожидали, что по крайней мере некоторым из них понадобится инвалидная коляска, но все они чувствуют себя прекрасно», - говорит один из руководителей исследования.
Авторы этой новаторской клеточной терапии подчеркивают, что она дает надежду скорее младенцам, чем взрослым. Ведь терапия МСК основана на самовосстановлении мозга, а поскольку мозг малыша продолжает развиваться, его система регенерации более активна, чем у взрослых.
А тем временем первый ребенок в мире, получивший стволовые клетки в виде назальных капель, продолжает расти и развиваться. Сенна начала ходить в 11 месяцев, говорит…. В общем, замечательный полуторагодовалый малыш.
В начале сообщения мы обещали вам счастливый конец этой истории? Мы свое обещание выполнили!