Что такое аутизм?
Расстройство аутистического спектра (аутизм) — это сложное заболевание, которым страдают дети во всех расовых, этнических и социально-экономических группах. За последние 10 лет показатели заболеваемости аутизмом удвоились, и этот факт, безусловно, связан с растущей осведомленностью о болезни и изменениями в диагностических критериях этого состояния. Методы лечения широко варьируются.
Симптомы аутизма разнообразны, и даже сегодня ученые все еще пытаются определить его нюансы, которые обычно включают социальную неловкость (скованность, нерешительность, напряженность и, само собой, неловкость в окружении из-за отсутствия определённых социальных навыков общения и поведения), беспокойство, повторяющееся поведение и сопротивление переменам.
На высокофункциональном спектре человек может обладать особыми способностями, такими как фотографическая память или владение математикой. На самом низком уровне находятся дети с ограниченными интеллектуальными возможностями и те, кто вообще не разговаривает.
Почти треть детей с аутизмом имеют умственную отсталость, и у большинства есть проблемы с двигательными навыками. У мальчиков аутизм диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек. Однако эти цифры могут быть обманчивыми, поскольку у мальчиков и девочек проявляются разные симптомы, девочки чаще испытывают тревогу по сравнению с повторяющимся поведением, характерным для мальчиков. Вполне возможно, что некоторым девочкам с аутизмом ошибочно ставят диагноз тревоги или депрессии.
Слово "аутизм" впервые было использовано для описания этого расстройства еще в 1920-х годах женщиной-психологом Груней Сухаревой, за 20 лет до Ханса Аспергера и Лео Каннера, которым до недавнего времени приписывали открытие аутизма.
Почти столетие спустя исследователи все еще точно не знают, каковы причины аутизма, и, следовательно, не имеют средств предотвращения, снижения его тяжести или риска возникновения.
Что вызывает аутизм? Последние исследования
Ученые признают, что генетика играет определенную роль в патогенезе аутизма, но исследования, позволяющие полностью понять это, могут занять годы или даже десятилетия. Что действительно известно, так это то, что генетические мутации, называемые вариациями числа копий, при которых удаляются или дублируются большие фрагменты важного и специфического генома, присутствуют у значительного числа аутичных индивидуумов.
Нарушение иммунной регуляции - еще одна многообещающая область исследований причин возникновения аутизма. Ученые определили, что иммунная система матери может быть активирована во время беременности и это может приводить к нарушению развития плода. Например, если у матери наблюдается лихорадка и высокая температура во втором триместре беременности, вероятность развития аутизма у ребенка возрастает на 40% (Molecular Psychiatry (2018) 23, 759–766).
Иммунная система может играть большую роль в решении головоломки "мать-отец". Например, отец (а, значит, и плод) может быть носителем антигена — то есть белка, — который не нравится организму матери, поэтому она атакует этот белок у плода. Больные аутизмом могут быть детьми, которые пострадали от иммунологической атаки еще в утробе матери.
Другие причины, отмеченные в недавних исследованиях, включают синаптическую патологию, гормональный дисбаланс и воздействие нейротоксинов. Исследователи также предположили, что аутоиммунные расстройства у родителей увеличивают риск аутизма у потомства.
Итак, здоровая беременность - это первая линия защиты от аутизма, но ни в коем случае не гарантия.
Как пуповинная кровь может помочь при аутизме?
Стволовые клетки пуповинной крови оказывают паракринный эффект, то есть эти клетки могут стимулировать собственные клетки пациента к восстановлению пораженной ткани, уменьшать воспаление, способствовать росту кровеносных сосудов (ангиогенез) и стимулировать пролиферацию и миграцию нервных стволовых клеток.
Исследователи не знают точно, какая комбинация генетических, эпигенетических и иммунологических компонентов вызывает аутизм, поэтому клинические исследования варьируются в зависимости от того, из какой гипотезы исходили авторы.
На ранней стадии развития мозга существует тесная взаимосвязь между иммунной и нервной системами, что позволяет выдвинуть гипотезу о существовании связи между нейровоспалением, активацией микроглии ( вспомогательные клетки мозга, защищающие нейроны от воспаления и инфекций) и нарушением иммунной регуляции у пациентов с аутизмом .
Клинические испытания пуповинной крови и аутизма
1. Китайское клиническое исследование – 2013 год.
https://doi.org/10.1186/1479-5876-11-196
Это исследование было первым, в котором был представлен анализ безопасности и эффективности использования аллогенных (донорских) клеток пуповинной крови человека (CBMNCs) и мезенхимальных стволовых клеток пуповины (UCMSCs), при аутизме в дополнение к традиционной поведенческой терапии.
В этом нерандомизированном, открытом, одноцентровом исследовании фазы I/II участвовали 37 детей (возраст 3-12 лет, почти все мальчики), которым проводили многократные инъекции препаратов пуповинной крови.
Исследование разделило участников на три группы: контрольная группа получала только традиционную поведенческую терапию; группа CBMNC получала CBMNC и поведенческую терапию; и комбинированная группа получала комбинацию CBMNC и UCMSCs и поведенческую терапию.
Медики констатировали безопасность и эффективность клеточной терапии, хотя у некоторых участников развилась субфебрильная температура, которая прошла сама по себе. Как в группах CBMNC, так и в комбинированной группе наблюдались значительные улучшения в поведении по сравнению с контрольной группой. В комбинированной группе наблюдалось наибольшее улучшение в визуальных, эмоциональных и интеллектуальных реакциях, использовании тела, адаптации к изменениям, страху или нервозности, невербальном общении и уровне активности, стереотипном поведении, гиперактивности и неуместной речи.
Наряду с обнадеживающими результатами, авторы отмечают ограничения этого исследования. Во-первых, испытуемые не были рандомизированы в зависимости от тяжести заболевания или другой демографической переменной. Небольшое число испытуемых и тот факт, что за ними наблюдали всего в течение 24 недель, могли привести к предвзятости в оценке безопасности и эффективности.
2. Первая фаза испытания Центра аутизма Дьюка – 2017 год
https://doi.org/10.1002/sctm.16-0474
В различных новостях на нашем сайте мы много говорили об исследованиях доктора Джоанны Куртцберг и ее команды из Центра аутизма Дьюка. Они изучали терапию аутизма пуповинной кровью.
Открытое клиническое исследование 1-й фазы выявило некоторые улучшения в поведении небольшого числа детей-аутистов, получавших однократную инфузию их собственной сохраненной при рождении пуповинной крови, что привело авторов к выводу о том, что такое лечение безопасно и осуществимо. Но авторы отметили один нюанс:
«Хотя результаты дают некоторые перспективы для будущей работы с терапией аутизма на основе пуповинной крови, важно отметить ограничения этого исследования. Поскольку исследование было неконтролируемым и открытым, невозможно определить, были ли наблюдаемые изменения в поведении вызваны лечением или отражали естественный ход развития в течение дошкольного периода».
3. Исследование белого вещества мозга в Центре аутизма Дьюка – 2019 год
https://doi.org/10.1002/sctm.18-0251
Во втором исследовании, проведенном в 2019 году этими же авторами и группой из 25 детей-аутистов в возрасте 2-6 лет, они стремились понять, были ли улучшения, наблюдаемые в социальных функциях, коммуникативных способностях и уменьшении клинических симптомов в первом исследовании, связаны с изменениями структурных связей мозга, то есть белого вещества.
Белое вещество — это синапсы в мозге, которые передают информацию. Была выдвинута гипотеза о том, что повреждение этих путей может быть причиной аномального поведения, связанного с аутизмом.
Полученные результаты подтвердили вывод о том, что улучшения, которые наблюдали в более раннем исследовании, были связаны с увеличением структурных связей в мозговых сетях, поддерживающих социальные, коммуникативные и языковые способности.
4. Вторая фаза исследования в Центре аутизма Дьюка – 2020 год
https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2020.03.011
В 2020 году исследователи Центра аутизма Дьюка завершили исследование II фазы, которое было двойным слепым, рандомизированным и плацебо-контролируемым. Авторы сообщили о некоторых улучшениях в общении, зрительном слежении и измерениях ЭЭГ.
Выводы
Если вы затрудняетесь, к какому выводу прийти, то вы не одиноки. Есть те, кто считает проведенные на сегодняшний день исследования эффективности пуповинной крови для лечения аутизма очень многообещающими и с оптимизмом ожидают, что клеточная терапия сможет улучшить симптомы заболевания. Но есть и скептики.
Самым большим препятствием на пути эффективного лечения, не говоря уже о профилактике, является наше непонимание причин возникновения аутизма. Лечение стволовыми клетками показало многообещающие результаты, но нет убедительных доказательств того, что аутизм можно обратить вспять с помощью трансплантации стволовых клеток пуповинной крови (или любой другой терапии). По крайней мере, пока нет. Но есть надежда, что каждое последующее исследование с участием стволовых клеток будет приближать нас к успеху и, в конце концов, лекарство от аутизма будет найдено.
Примечание. Эта статья предназначена для ознакомления с медицинскими исследованиями и не дает никаких оснований для назначения лекарств. Для получения конкретных рекомендаций по лечению обратитесь к лечащему врачу.