Болезнь Альцгеймера — страшный недуг. Он необратим и неизлечим. От болезни Альцгеймера умерли американский президент Рональд Рейган, французская актриса Анни Жирардо, канадский писатель Артур Хейли. Лучшая стратегия лечения на сегодняшний день — медицинское вмешательство на ранней стадии, способствующее задержке прогрессирования болезни. Главным событием является потеря памяти по механизму нарушения функциональных связей между нервными клетками (так называемая синапсическая дисфункция) вследствие накопления в мозге белка бета-амилоида. Реанимировать деградировавшие клетки мозга пока не научились…
Кстати. В России почти 2 млн. человек страдают болезнью Альцгеймера, в странах с высокой продолжительностью жизни таких больных еще больше: 4,2-5,8 млн. в США и почти 6 млн. в Японии.
Болезнь Альцгеймера считается, своеобразной «платой» цивилизации за увеличение продолжительности жизни, «болезнью стариков», но ее масштабы воистину поражают: десять лет назад общее число заболевших оценивалось в 26, 6 млн. человек, сейчас в мире болеют около 50 млн., а к 2050 году их число может вырасти до 100 млн…
В январском номере журнала Nature (https://www.nature.com/articles/s41598-017-18542-0.pdf) опубликованы результаты по изучению эффективности стволовых клеток пуповинной крови, а именно ее «мезенхимальной» популяции, в лечении болезни Альцгеймера.
Авторы работы пока лишь смоделировали патологию на культуре нервных клеток и экспериментальных животных. Как введение клеток пуповинной крови больным животным, так и совместное культивирование пораженных нейронов с клетками пуповинной крови резко снижали накопление бета-амилоида и восстанавливали передачу нервных импульсов, о котором объективно судили по возрастанию специальных клеточных маркеров.
Оказалось, что пуповинная кровь — мощный источник белка тромбоспондина 1, регулирующего взаимодействие клеток между собой и внеклеточным матриксом. Именно он оказался основным претендентом на роль «спасателя» погибающих нейронов, впоследствии это убедительно подтвердили аналогичным действием экзогенно введенного синтетического тромбоспондина.
Результаты этого исследования, безусловно, просто замечательные. Особенно на фоне последнего сообщения о том, что одна из крупнейших в мире фармацевтических компаний Pfizer закрыла программу разработки лекарств от болезни Альцгеймера. Pfizer таким образом последовала примеру других крупных компаний, которые так и не смогли подтвердить клиническими исследованиями эффективность своих разработок и свернули проекты по поиску лекарства от этой болезни.