Ученые обнаружили, что коронавирусная инфекция может негативно влиять на мозг. Изменения от COVID-19 схожи с теми, которые вносят болезни Альцгеймера и Паркинсона. Обычно они свойственны пожилым людям. Однако сейчас, по данным медиков, эти заболевания проявляются и у молодых пациентов после заражения коронавирусом.
Ученые Колумбийского университета в США выяснили, что коронавирус может вызывать дефекты мозга, аналогичные болезни Альцгеймера (Alzheimer’s Dement.2022;1–11).
В этой работе исследователи отметили, что помимо респираторных и сердечных проявлений примерно у трети пациентов с COVID-19 развиваются неврологические симптомы, включая головную боль, нарушение сознания, проблемы с памятью и координацией, «мозговой туман». Еще один частый симптомом заражения SARS-CoV-2 — гипосмия, или нарушение обоняния. Тот же признак может проявляться на ранней стадии Альцгеймера.
Если у болезни Альцгеймера и COVID-19 есть что-то общее, то это, скорее всего, воспалительный процесс. Он повреждает эндотелиальные клетки, которые выстилают кровеносные сосуды и контролируют иммунные свойства и свертываемость крови. Все это повышает проницаемость гемато-энцефалического барьера (кровь-мозг), приводит к слипанию тау-белка в мозге в нейрофибриллярные клубки и развитию так называемых таупатий. Таупатии — это нейродегенеративные болезни, в том числе болезнь Альцгеймера. Вопрос нужно изучать специально, чтобы можно было говорить о том, насколько вероятна болезнь Альцгеймера из-за заболевания COVID-19. Пока подобные предположения лишь гипотеза.
Тем не менее, член-корреспондент РАН Сергей Иллариошкин, замдиректора Научного центра неврологии, директор Института мозга в составе Научного центра неврологии предполагает, что из-за пандемии коронавируса мир ждет волна нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и рассеянного склероза.
«Причем же здесь клеточная терапия? — спросите вы. Одним из эффективных способов лечения нейродегенеративных заболеваний является использование клеток пуповинной крови. Той самой крови, которая остается в сосудах пуповины и плаценты после рождения ребенка и представляющей собой природный коктейль клеток и биологически активных веществ, участвовавших на протяжении 9 месяцев в формировании всех систем будущего организма. Сохранение пуповинной крови новорожденного сегодня рассматривается медицинским сообществом как одна из форм семейного биострахования будущего здоровья.
Еще в 2007 году в России был запущен проект по изучению «терапевтического потенциала клеток пуповинной/плацентарной крови в лечении и реабилитации пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, травматическими и перинатальными поражениями головного мозга». Его инициатором выступил Банк пуповинной крови «КриоЦентр», а исполнителями – крупнейшие специализированные клиники Москвы и Санкт-Петербурга. В октябре 2009 г. метод был официально одобрен к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации (Разрешение ФС № 2009/387) и до сих пор является единственной разрешенной медицинской технологией, основанной на применении клеток пуповинной крови.
Справедливости ради, следует заметить, что исследования в этом направлении ведутся не только в России, но и в других странах мира: США, Германии, Китае, Корее. Опубликованные в медицинской литературе результаты подтверждают данные о безопасности и эффективности данного метода клеточной терапии.