Рассказывает начальник лаборатории ООО «КриоЦентр», к.б.н. Дугина Т.Н.
В последние годы в медицине ожидается феноменальный рывок в лечении множества болезней, сегодня практически неизлечимых. Речь идет о так называемой регенеративной медицине и одном из ее самых многообещающих направлений — клеточной терапии.
Справка. В 2008г. в мире выручка в сегменте «клеточная терапия» составила 410 млн. долларов, в 2012г. — 5,4 млрд. долларов.
Фундамент клеточной терапии составляют стволовые и прогениторные (предшественники) клетки, обеспечивающие восстановление поврежденных участков органов и тканей. Получив сигнал о «неполадке», стволовые клетки (СК) по кровеносному руслу устремляются к поврежденному органу, превращаясь в печеночные, костные и даже нервные клетки. Большая часть СК нашего организма находятся в костном мозге. Справедливости ради нужно сказать, что именно они лучше всего изучены, пути их функционирования хорошо известны, а исследования коммерциализированы. Вместе с тем, в конце XX века был открыт еще один мощный источник СК — пуповинная кровь (ПК), собственно пуповина и плацента новорожденных. Сегодня их использование в лечении онкологических, гематологических, метаболических и даже генетических патологий хорошо известно. Напомню, что забор безопасен, «функционал» клеток в 10-15 раз превосходит взрослый, клетки успешно приживаются даже при частичной тканевой несовместимости донора и реципиента (в отличие от костного мозга). Последнее очень важно. Сегодня Международный Регистр доноров костного мозга насчитывает почти 20 млн. человек, а шанс найти совместимого донора…немного выше 50%. Почему? Мы все — очень разные, браки зачастую интернациональные, да и наши гены «хранят память» о предках.
С 1988г. детям и взрослым проведено свыше 30 000 трансплантаций пуповинной крови, BMDW (Международной Поисковой Системы доноров костного мозга)
оценивает, что к 2015 году количество пересадок возрастет до 10 000 в год (против 3000 в год в 2010 году).
В 2005 году в мире насчитывалось 23 банка ПК, сегодня — 269 (44 государственных в 26 странах и 225 банков персонализированного хранения). Подобное 11-кратное увеличение, по мнению медиков, еще далеко от насыщения.
Итак, банки ПК бывают двух типов. Первые — это государственные, или банки-регистры, где образцы предназначены для аллогенной пересадки, «безымянны», HLA-типированы и информация о них внесена в международную электронную базу данных поиска совместимого донора. В банках-регистрах хранят исключительно пуповинную кровь. Вторые — это частные банки, или банки персонализированного хранения. Здесь можно платно сохранить стволовые клетки своего ребенка из пуповинной крови, пуповины и плаценты.
При рутинном (онкогематологическом) применении клеток ПК медики скептически высказывались о частном хранении и практическом применении собственных (аутологичных) клеток. Действительно, при трансплантации ПК больному, например, лейкозом, совместимый, но «чужой» трансплантат вступает в так называемую реакцию «трансплантат против хозяина», а, значит, и «трансплантат против лейкоза». Это снижает вероятность рецидива смертельного недуга.
Однако к 2014 году в мире насчитывается уже более 650 клинических исследований с использованием собственных клеток ПК. Сегодня вопрос «аллогенные против аутологичных» снят. Вернее, его ставят иначе: «аллогенные и аутологичные вместе в лечении болезни». Это и обусловило возникновение новой рановидности банков ПК — гибридной.
Гибридная модель включает в себя:
- банки, обеспечивающие как государственное, так и приватное хранение клеток,
- банки, «отпускающие» приватные образцы на аллогенную (чужую) трансплантацию.
Первая категория — это банки США и Бельгии, вторые популярны в Испании, Турции, Великобритании и Германии. В Турции, согласно законодательству, 25% всех приватных образцов передаются в государственное пользование (Turkish модель гибридного банка ПК). В Испании (Spanish модель) приватные образцы сразу типируют и заносят в международную электронную базу данных поиска совместимого донора. В Spanish модели родителей в случае необходимости обязывают передать свой образец, а деньги возвращают. В Великобритании (Virgin модель) 80% приватных образцов сразу передают в госпользование. И, наконец, в Германии для передачи приватногообразца для аллогенной трансплантации необходимо согласие родителей.
Гибридная модель банкирования ПК сейчас очень популярна, поскольку наилучшим образом позволяет использовать терапевтический потенциал ПК, давая дополнительный шанс смертельно больным людям найти совместимого донора и обеспечивая собственный восстановительный резерв организма в случае клеточной терапии.