Особенный ребенок: история мальчика-аутиста из Тбилиси

Помните фильм «Человек дождя»? Аутист Баббит (в исполнении Дастина Хоффмана) помнил, кто, в каком году выиграл матч на первенство НБА, мог высчитать в уме квадратный корень четырехзначного числа и знал наизусть весь телефонный справочник.

Вот такой безобидный и даже романтизированный Голливудом аутизм…

А в это время специалисты бьют тревогу и называют аутизм эпидемией 21 века. Если несколько десятилетий тому назад аутизму был подвержен 1 ребенок из 10000, то сейчас это расстройство развития встречается у каждого сотого ребенка. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые, «детей дождя» больше, чем с диабетом, онкологией и синдромом Дауна.

Точка отсчета — 1,5-2 года, когда обычный ребенок может резко начать терять уже приобретенные навыки, замыкается, погружается в себя и перестает понимать, что происходит.

Из письма (форум мам): «Это страшно. Страшно, когда ты — главный защитник своего ребенка, не можешь помочь. Не знаешь, как. Методов коррекции сотни, а ты не знаешь, какой выбрать, какая эффективность и побочные эффекты, сколько это стоит, а главное, как не ошибиться и не навредить»...

Мы уже неоднократно писали о масштабных клинических исследованиях в США, посвященных изучению эффективности клеток пуповинной крови в лечении детей с расстройством аутистического спектра (новость от 16.02.2018), сегодня расскажем о мальчике Николозе, аутисте из Тбилиси, прошедшем терапию собственными клетками пуповинной крови, сохраненными в грузинском банке Geocord.

У родителей не было особых причин в сохранении пуповинной крови, но они доверяли своему акушеру-гинекологу, который рекомендовал это сделать. А через два года родители заметили, что в развитии Николоза что-то не так: часто случались эмоциональные всплески, он не мог произнести ни одного слова, внимание было слабым, мальчик не общался с другими детьми и не проявлял к ним интереса. В возрасте трех лет Николозу поставили диагноз «детский аутизм». Он прошел ABA-терапию (прикладной анализ поведения, основная идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий). Улучшений практически не было. В 2016 году родители по ТВ увидели передачу, в которой рассказывалось, что пуповинная кровь может облегчить симптомы аутизма. Они связались с банком пуповинной крови Geocord и получили информацию о вариантах терапии в Грузии. Медицинский центр Мардалейшвили в Тбилиси, клиника с полным циклом диагностики и лечения рака и опытом использования аутологичных стволовых клеток при травмах спинного мозга, сотрудничает с Geocord в проведении клинического исследования для лечения детского аутизма аутологичной пуповинной кровью. Николоз стал его участником.

Дети в данном исследовании получают три интратекальных (под оболочки спинного мозга) инъекции собственных стволовых клеток пуповинной крови с интервалом в 6 месяцев. При таком введении стволовые клетки доставляются в каждый отдел головного мозга — кору, мозжечок и лимбическую систему, высвобождая активные субстанции значительно эффективнее. Geocord (также как и ООО «КриоЦентр») опционно предлагает хранение клеток пуповинной крови в криопробирках, что позволяет использовать биоматериал несколько раз. Для лечения аутизма минимальная доза клеток не установлена. Размер дозы, используемой для каждого ребенка в исследовании, зависел от количества клеток, имеющихся в пуповинной крови.

У Николоза (фото с сайта parentsguidecordblood.org) значительное улучшение наблюдали после двух инъекций. Его словарный запас резко увеличился, сегодня он умеет читать, писать, рисовать, решать арифметические задачи. Поведение также улучшилось: он не агрессивен, никаких эмоциональных всплесков больше не наблюдается. Сейчас мальчик посещает обычную школу.

Родители Николоза «чувствуют, что произошло какое-то чудо».

На самом деле они сотворили это чудо своими руками, решив сохранить пуповинную кровь своего ребенка.